Достойное техобслуживание личного транспорта практически невозможно без смотровой ямы в гараже для легкового автомобиля. Как сделать ее своими руками, какие должны быть размеры – в этом помогут разобраться пошаговая инструкция и наглядные фото. Она необходима каждому автолюбителю.
Для чего требуется смотровая яма
Обустройство ямы проводится чаще в гараже, чем на открытом пространстве. Либо в помещении, специально предназначенном для обслуживания и ремонта авто. Благодаря наличию смотровой ямы можно легко обеспечить удобный доступ ко всем деталям, которые располагаются в нижней части машины. Чтобы проводить профилактический осмотр, а также выполнять все необходимые операции без лишних сложностей.
Общие рекомендации
Самый оптимальный вариант – это создание ямы еще до того как будут возведены гаражные стены. Яму можно делать одновременно с укладыванием фундамента и пола в гараже. Обустроить смотровую яму в уже готовом помещении будет несколько труднее. Как минимум, придется частично разбирать пол.
В ходе планирования котлована рекомендуется заблаговременно выяснить, как располагаются на выбранном участке грунтовые воды. Это поможет обезопасить яму от затопления и последующего обрушения. Тогда единственным выходом будет зарыть котлован полностью, чтобы спасти гараж. Потому все детали желательно продумать сразу, еще до начала строительства. Чтобы не тратить силы впустую.
Как установить подходящие размеры ямы
Готовая яма должна быть не только удобной, но и безопасной. Вот почему перед тем, как начинать работы, специалисты советуют изучить грунт под гаражом. Именно это позволит вычислить более-менее подходящую глубину. Если грунт позволяет строить, необходимо составить проект будущего котлована. Четкие размеры по ГОСТ не установлены, ведь параметры в каждом случае свои. Даны лишь отдельные рекомендации в качестве ориентиров.
Если воды располагаются глубоко, тогда рекомендуется вырыть яму глубиной около двух метров. Для более точных расчетов к росту пользователя необходимо прибавить до 30 см.
Ширина вычисляется соответственно с колесной базой транспорта – она должна быть более узкой. Чтобы не создавать риска падения машины в яму.
Что касается длины смотровой ямы, она должна быть приблизительно на метр-полтора больше, чем длина автомобиля. Так работать будет гораздо удобнее.
При обустройстве смотровой ямы допускается делать в стенах несколько небольших углублений. Которые в дальнейшем будут использованы для хранения инструментов или деталей, а также для внутреннего освещения. Но они не должны быть чересчур глубокими. Габариты должны контролироваться соответственно с размером ламп и количеством инструментов.
Читайте также:Погреб в гараже своими руками
Что потребуется для строительства
Прежде чем разбираться, как сделать своими руками смотровую яму в гараже для легкового автомобиля, будет не лишним подготовить материалы. Размеры котлована индивидуальны, но пошаговой инструкции с фото это не меняет. Стройматериалы желательно приобрести больше намеченного – с запасом. Профессионалы утверждают, что приблизительно рассчитанное количество стройматериалов необходимо увеличить где-то на 10-15%. Тогда не нужно будет волноваться о том, что чего-то не хватит. Даже если в ходе работы будут какие-то ошибки.
Материалы необходимы такие:
- арматура (диаметр 0,6-0,8 см). Чтобы сделать армирующую решетку, которая необходима для укрепления пола и стен;
- брус (сечение 3х3 см либо 4х4 см), доски (2,5 см) или фанера (толщина 1-1,5 см), а также обработанные доски (толщина 4-4,5 см). Они необходимы для создания опалубки, а толстые доски – для того, чтобы закрывать яму;
- гравий, песок, цемент и щебенка. Первые два элемента необходимы для создания заливного раствора. Цемент всегда необходим для приготовления любого раствора, а щебень подойдет, чтобы сделать подушку на самом дне ямы;
- мастика, полиэтилен и рубероид. Это хорошие гидроизолирующие материалы, которые можно приобрести по вполне бюджетной цене;
- проволока из стали (сечение до 2 мм). Крепеж для арматурной решетки;
- трубы из пластика (диаметр 10 см). Чтобы обустроить вентиляцию;
- уголок из металла (размер 5х5 см). Необходим, чтобы закрепить периметр котлована на одном уровне с полом.
Как построить смотровую яму в своем гараже
Весь процесс может уложиться всего в тринадцать пунктов. Хотя на практике этапы строительства потребуют большого количества времени и физических сил.
Как построить яму в гараже:
- Нанести на пол гаража разметку. Это можно сделать и обыкновенным мелом. Желательно, чтобы яма располагалась посредине.
- Вскрыть пол и срезать по периметру арматуру.
- Вычистить из котлована лишний грунт.
- Разровнять днище будущей ямы. Затем выровнять стены.
- Установить вентиляционную систему (по желанию). Для этого потребуется выкопать горизонтальную траншею, которую необходимо вывести сквозь стену гаража. В траншее расположить трубу так, чтобы ее низ был расположен у дна.
- Засыпать в котлован песок. Толщина слоя должна быть максимум 20 см. Разбавляя песок водой, хорошо утрамбовать, а после уложить сверху щебенку. Толщина слоя не должна превышать 10 см. Наилучшим образом подойдет мелкая или средняя щебенка.
- Подобрать подходящий гидроизолирующий материал и закрепить его на стенах и полу котлована. В идеале подойдет рулонный материал. Если бюджет позволяет, вместо бюджетного рубероида можно использовать что-то подороже. К примеру, мембрану для гидроизоляции или специальную пленку. Для удобства нужно уложить изолятор так, чтобы он лежал на краях ямы. Концы можно прижать кирпичами или другим грузом для фиксации. Важно обратить внимание на то, что гидроизолирующий материал необходимо укладывать способом внахлест, примерно на 10 см. А получившиеся стыки закрепить мастикой.
- Залить днище стяжкой. Толщина слоя должна быть около 6 см.
- Сделать бетонные стены. Сделать их монолитными будет быстрее и надежнее, чем использовать кирпичную кладку. Из фанеры либо досок требуется сделать опалубку. Если грунт песчаный, надежнее сделать ее в два слоя. Укрепить конструкцию можно армирующим каркасом.
- Залить бетон. Способ, который подходит лучше всего – заливать на протяжении всего дня с разрывом в четыре часа.
- Убрать опалубку. Сделать это можно только спустя неделю после заливки бетона. Но использовать смотровую яму пока не рекомендуется. Все потому что окончательно бетон затвердеет только спустя один месяц.
- Выполнить финальную отделку. Оформление можно выполнить по собственному вкусу. К примеру, стены можно покрыть штукатуркой, керамической плиткой или просто покрасить.
- Завершающий шаг – это оформление своеобразной границы по всему периметру смотровой ямы. Обычно для этого используется стальной уголок. Но чаще выходит так, что владельцы спокойно обходятся и без него.
Теперь яма готова и можно пользоваться.
Читайте также:Как сделать теплый пол в гараже своими руками
Подсветка в яме
Этот пункт не является обязательным, но его стоит обдумать заранее, еще на этапе прорисовки проекта на бумаге.
Если решено провести в яму освещение, заняться этим нужно в процессе создания ниш.
Требуется подвести кабель на 36В, покрытый изоляционной резиной. Для выполнения этого этапа работы желательно нанять опытного электрика. Он сможет правильно вычислить оптимальное расположение кабеля, а также без всяких проблем выполнит подключение подсветки в яме к электросети.
В заключении
Смотровая яма в гараже для легкового автомобиля является необходимостью для владельцев собственных авто. Размеры ее всегда индивидуальны. Но теперь, благодаря пошаговой инструкции с фото, каждый мастер знает, как сделать такую яму своими руками. Она стоит потраченных времени, денег и сил.