Скандинавский стиль: "а был ли мальчик?"

Автор этого текста - omni-omni давно интересуется скандинавским стилем и несмотря на то, что не является дизайнером интерьеров, искусствоведом или архитектором, судит о нем со знанием дела. Специально для нашего журнала: а тот ли стиль назвали "скандинавским"?

Сразу хотела бы предупредить, что любое моё высказывание исключительно моё частное мнение, которое с одной стороны имеет право быть, с другой не обязано быть похожим на мнения других, а с третьей у каждого другого человека может быть своя собственная частная точка зрения.

Скандинавский стиль:
Дворец Skogaholm в Skansen, Stockholm
Скандинавский стиль:
Дворец Skogaholm в Skansen, Stockholm

Я бы хотела зайти несколько издалека и окунуться в историю севера Европы с разных сторон.

Если мы окинем взглядом дизайн разных стран Европы, то обратим внимание, что чем севернее страна, тем аскетичнее и функциональнее воплощение их творческих идей. Если взглянуть на религиозную карту Европы, то наблюдаем интересную "религиозную картину": южные страны были католиками, а северные преимущественно протестантами, и разумеется, между этими полюсами были и те и другие.

Протестантизм начинает завоёвывать умы людей на севере Европы с первой половины 16 века и весьма интересен своей концепцией: все действия человека предопределены, от него ничего не зависит, все в руке Божьей. Из этой самой предопределённости вытекает свобода воли, которая в свою очередь реализуется в известной протестантской деловой хватке. Таким образом концепцию предопределённости можно выразить так: если мои поступки предопределены, то никто и ничто не мешает мне поступать абсолютно свободно. Казалось бы вороти что угодно, ибо всё предопределено, однако в действитвельности жизнь протестанта даже в большей степени подчинена религиозным предписаниям и запретам, чем жизнь самого набожного католика - суть протестантской аскезы составляло испытание веры нравственностью и трудом, и благодаря этому абсолютная несвобода, оборачивается абсолютной свободой: не случайно масону и протестанту Бенджамину Франклину принадлежит крылатая фраза: "Время - деньги".

Итак, протестантизм предопределил скромность, простоту и "чистоту" в общении, в одежде и быте северян-протестантов, и при этом наделил свободой, которая позволяла заниматься предпринимательской деятельностью, в отличии от созерцательно-потребительской католической концепции.

Это был небольшой религиозный экскурс, а теперь немного иной поворот сюжета, который коснётся личности шведского короля Густава III - представителя просвещённого абсолютизма.

С дипломатической миссией будущий король Густав III оказался во Франции и его не мог не покорить Версаль. (Ну да, а кого бы он не покорил?!)

Скандинавский стиль:
Густав III вернулся на родину с горячим желанием превратить Стокгольм "северный Париж". В тот период начинает расцветать ясный и гармоничный неоклассицизм, который пришёл на смену витиеватому и жеманному рококо. Однако протестантская этика хоть и не против величия, подобающего королям, но чрезмерная роскошь ей претит, таким образом, через призму протестантизма переосмысленный неоклассицизм, привнесенный Густавом, двинулся по Швеции, а впоследствии покорил все соседние страны.

Разумеется, в первую очередь новая мода распространяется на королевские дворцы и усадьбы, и дома его придворных, а потом и на всю страну. И так как стана с в те времена не может похвастаться богатством, то подданные короля заменяют позолоту охрой, голубой или салатовой краской, дорогие обои - крашеными деревянными панелями, тонкие инкрустации - росписью, экзотические породы дерева - фрагментами шпона или просто крашеной шведской сосной. Аристократы и богатые граждане конечно же выписывают "оригинальные" дорогие ткани, но менее обеспеченные используют свои местные, аналогичная ситуация с коврами. Парадный парижский неоклассицизм становится милым, уютным, немного наивным и небрежным. И мы уже видим красивый стул с тонкой резьбой, которая не уступает парижским аналогам, но окрашенный в белый цвет или серый цвет, с декором пастельных оттенков или охрой, там где в Париже была бы позолота, и "наивно" обитый белёным, крашеным или натурального оттенка льном.

Но даже аристократам и состоятельным подданным королевства, чей достаток позволял заказывать оригинальные предметы интерьера и ткани из Франции, не претит типичная протестантская бережливость и привычка защищать дорогие предметы быта, например, дорогие позолоченные стулья, кресла и диваны с шелковой обивкой при помощи чехлов, что в свою очередь сделало мебельные чехлы из простых натуральных тканей тоже частью стиля.

В конечном итоге густавианская "протестантская" интерпретация неоклассицизма с особенностями местной шведской действительности превратилась в самостоятельный стиль, который получил название: "густавианский стиль".

Оригинальные предметы XVIII - XIX веков, интернет-аукцион

Скандинавский стиль:
Диван, Швеция. XVIII - XIX век, интернет-аукцион 1stdibs.com, Inc
Скандинавский стиль:
Диван, Швеция. XVIII - XIX век, интернет-аукцион 1stdibs.com, Inc

Скандинавский стиль:
Бюро, Швеция. XVIII - XIX век, интернет-аукцион 1stdibs.com, Inc

Скандинавский стиль:
Бюро, Швеция. XVIII - XIX век, интернет-аукцион 1stdibs.com, Inc

Скандинавский стиль:
Комод, Швеция. XVIII - XIX век, интернет-аукцион 1stdibs.com, Inc

Скандинавский стиль:
Чайный столик, Швеция. XVIII - XIX век, интернет-аукцион 1stdibs.com, Inc
Скандинавский стиль:
Консоль, Швеция. XVIII - XIX век, интернет-аукцион 1stdibs.com, Inc

Большой интерес представляют предметы с росписью. Встретить такие предметы с оригинальной росписью почти невозможно, так как многие поколения пользователей обновляли и перекрашивали предметы мебели, и роспись либо полностью утрачена, либо остаётся глубоко под верхними слоями краски. Но иногда такие предметы всё же попадаются.

Аналогичный шкафчик парижских мастеров был бы инкрустирован, но шведы делали роспись.

Скандинавский стиль:
Скандинавский стиль:

А этот буфет, если бы был изготовлен парижскими мастерами, то был бы лакирован и расписан золотом, но у шведов своё.

Скандинавский стиль:
Скандинавский стиль:
Скандинавский стиль:

Итак, густавианскому стилю свойственны приглушенные краски, прохладные пастельные оттенки, чистота и гармоничность форм, качественные, немного брутальные натуральные материалы северной Европы, отсутствие показной роскоши и изящество. От неоклассицизма его отличает бОльшее обилие чисто белого цвета и выбеленных оттенков в интерьере, с преобладанием бледных оттенков голубого, салатового и светло-серого, замена позолоты на оттенки охры или чуть более контрастные голубые и салатовые оттенки, крашеная древесина, качественные дощатые полы натурального цвета или окрашенные в светлые тона, реже в тёмные, интерьерный текстиль и обивки из натурального небелёного льна, либо из белёного или крашеного в пастельные тона, либо с цветной полоской или клеткой голубых, салатовых и серых тонов.

Таким образом у интерьера в густавианском стиле характер нордический уравновешенный, гармоничный и немного как будто бы небрежный. Сочетание форм неоклассицизма и "простецких" натуральных материалов вызывает ощущение парадокса, который и воспринимается как небрежность.

Картины датского художника Vilhelm Hammershøi, запечатлевшие интерьеры его времени, и они ну совсем не то что нам сегодня выдают за "скандинавский стиль":

Скандинавский стиль:

Современному густавианскому стилю присущи все его классические особенности: обилие белого, мягкие пастельные оттенки, натуральный интерьерный текстиль и обивки, формы и линии неоклассицизма.

Скандинавский стиль:
Скандинавский стиль:

С моей субъективной точки зрения обывателя именно густавианский стиль и можно назвать "скандинавским стилем". А то что многие именуют скандинавским стилем в сущности ни что иное как реоранжированный, переработанный и переосмысленный, если хотите осовремененный, стиль Мид Центури модерн (Mid-century Modern), т.е. Нео Мид Центури модерн.

Скандинавский стиль:

Скандинавский стиль:

Да, действительно многие предметы интерьера, иконы мид центури, родом из Скандинавских стран, но не происхождение дизайнера предметов-икон определяет стиль!

Поэтому я никак не могу перестать удивляться тому, что вполне себе знакомый и замечательный стиль обозвали другим именем... кто? зачем? почему?

Вам будет интересно:

Шведский дизайн интерьера, о котором не пишут

Архитектура: в чем секрет успеха финского модернизма