Польская архитектурная мастерская Nizio Design International совместно с украинской дизайн-студией Project Systems разработали концепцию подземного Музея жертв голодомора . Он расположится рядом с существующим мемориалом, который был открыт в центре города в 2008 году в память миллионов жертв великого голода 1932–1933 годов на Украине. Комплекс общей площадью 14 тыс. кв. м обещает стать крупнейшим музейным проектом в стране.

Здание музея будет иметь тектоническую форму — конструкцию сформируют две асимметричные бетонные плиты, словно вырастающие из-под земли. На внешней части кровли планируется высадить газон, который нивелирует контраст между постройкой и окружающим ландшафтом. Выставочные пространства разместятся на подземном уровне. «Отправной точкой при проектировании музея стала идея его слияния с ландшафтом склона Днепровской долины рядом с Киево-Печерской лаврой — уникального места в истории Украины», — говорится в описании проекта. Архитекторы также спроектировали в музее «Зону молчания» — место «для отдыха и размышлений», которое расположится рядом с выходом. 

Постоянная экспозиция музея займет пространство площадью 3,5 тыс. кв. м, которое будет оформлено в виде театральных декораций. Первая часть экспозиции будет посвящена причинам голода в 1932–1933 годах. Приглушенный свет, затемненные пространства и угловатые стены станут олицетворением разрушительности большевистской революции 1917 года. С этой зоной будет контрастировать другая часть выставки, посвященная возрождению Украины, ее борьбе за независимость и преодолению травм, вызванных Голодомором, поясняют архитекторы. Здесь будет много света, ярких цветов и живых растений, олицетворяющих новый, постсоветский этап в жизни страны.

Архитекторы не впервые обращаются к концепции подземного музея, проектируя мемориальные комплексы. Так, например, в 2017 году в Гданьске завершилось строительство музея Второй мировой войны по проекту польской студии Architektoniczne Kwadrat. Центральное сооружение музея — 40-метровая башня возвышается над вымощенной камнем площадью, под которой размещаются музейные залы. По замыслу авторов проекта площадь символизирует настоящее, подземное пространство — прошлое, а сама башня — будущее. 



Здание будет иметь тектоническую форму, отсылающую к городскому ландшафту
 

Здание будет иметь тектоническую форму, отсылающую к городскому ландшафту
 

Здание будет иметь тектоническую форму, отсылающую к городскому ландшафту
 

Здание будет иметь тектоническую форму, отсылающую к городскому ландшафту
 

Здание будет иметь тектоническую форму, отсылающую к городскому ландшафту
 

Здание будет иметь тектоническую форму, отсылающую к городскому ландшафту
 

Здание будет иметь тектоническую форму, отсылающую к городскому ландшафту
 

Здание будет иметь тектоническую форму, отсылающую к городскому ландшафту